Геральдические элементы

Чёрный (чернь)

Чаще всего черным в геральдике обозначали орла. Черный (подобный стали) символизирует:

одновременно стремление к победе и силу; терпение, упорство, твердость; постоянство в принятии решений; осторожность; мудрость; безмолвие; веру; честь и преданность до самой смерти. Символ осторожности и мудрости, в редких случаях ассоциируется с печалью

Символ осторожности и мудрости, в редких случаях ассоциируется с печалью

В гербах обычно применялись беличий или горностаевый мех, который изображался только на королевских и дворянских родовых гербах как знак превосходства над другими родами.

Гордая птица – символ могущества, величия, несокрушимости.

Итак, в поле гербового щита находится гордый, свободолюбивый двуглавый орел. С древних времен он олицетворяет сильную власть и могущество.

Весь его облик, раскрытые, поднятые вверх крылья, напоминают солнце, с его светом и теплом и символизируют готовность защитить всю страну.

Головы орла зорко охраняют рубежи от захватчиков, охватывая своим взором всю огромную территорию нашей Родины от Камчатки до Калининграда.

На головах золотой птицы – короны. Они соединяются лентами с третьей, большей по размеру, которая возвышается над ними.

В когтистых лапах орла старинные драгоценные атрибуты: в правой – скипетр, в левой – держава. Они являются символами власти и единения всего народа, населяющего нашу страну. Желтый (золотой) цвет всей картины показывает величие, богатство России, ее духовность.

История происхождения герба России

Герб России 1497 года

Процесс объединения разрозненных княжеств начался до Иоанна III. Именно его отец – Василий II Васильевич (правил с 1435 г. по 1462 г.) начал процесс объединения земель русских.

При Иоанне III Московской княжество окончательно набрало силу и подчинило Псков, Новгород, Рязань. Тверь в этот период значительно ослабла как центр объединения земель.

В период правления Иоанна III начались меняться традиции правления. Вся знать в подчинённых землях теряла свои привилегии. Именно в период царствования Иоанна III вечевой колокол Новгорода был демонтирован и привезён в Москву.

Иоанн III также выстраивал новую дипломатическую политику. Он принял титул «Государь Всея Руси».

Интересный факт
В XIV-XV веках знаки на печатях изменялись довольно часто. Князья меняли изображения всадников по собственному желанию. До 1497 года именно всадник являлся главным изображением на печатях и монетах. Так всадник мог быть с мечом («мечник»), с копьём в руке («копейщик»), с соколом в руке («сокольник»). В период царствования Василия Тёмного утвердился «копейщик» – символизирующий Георгия Победоносца.

В этот период Иоанн III женится на византийской царице Софией (Зинаидой) Фоминичной Палеолог.

«Иоанн III мудро принял для России символический герб Византийской Империи: чёрного двуглавого орла на жёлтом поле и соединил его с Московским гербом – всадником (Св. Георгием) в белой одежде на белом коне, поражающим змея. Государственный же герб, по государственному праву, признаётся символом видимым отличительным знаком самого государства, эмблематично изображаемым на государственной печати, на монете, на знамени и т.п. И в качестве такого символа герб государства выражает отличительную идею и основы, осуществлять, которые государство считает себя призванным.

Вследствие употребления царём Иоанном III герба Византийского совместно с Московским на печатях внутренних и внешних государственных актов, сохранившихся с 1497 года, год этот принято считать годом принятия и слияния герба империи Византийской с гербом царства Русского». /Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год./

Таким образом, герб появился в момент появления современного государства Российского.

Однозначно невозможно сказать, что герб появился в 1497 году, так как матрицы для печати монет служили по 5-15 лет. На монете 1497 года на одной стороне был отражён копейщик, а на другой двуглавый орёл. Но точно можно сказать, что этот период может быть ограничен с 1490 по 1500 годы.

Значение гербовой символики

Эмблема страны воссоздана Санкт-Петербургским художником Евгением Ильичом Ухналевым.

У Большого герба имеются существенные различия с современным символом:

  • орлиный клюв раскрыт шире на царском гербе;
  • в современной интерпретации нет ни гербов княжеств, ни цепи апостола Андрея Первозванного;
  • конник развернут в современном варианте вправо по отношению к смотрящему на изображение, в императорском – в другую сторону;
  • цветовая палитра императорского герба – черно-золотая, современного – красно-золотая.

Современный вид герба РФ близок к гербу царских времен с атрибутикой той эпохи, но символика его элементов переосмыслена и стала иметь иное значение:

  • Двуглавый орел, будучи первоначально символом государства, наследовавшего Византии, в наше время просто подчеркивает могущество и силу государства, трансконтинентальный характер страны, частично расположенной в Европе, частично – в Азии. Перья птицы сейчас расположены в три ряда, что трактуется такими понятиями, как добро, истина и красота.
  • Три короны воплощают уровни власти либо ветви власти. Короны Петра Великого теперь символ российского суверенитета. Поначалу это был знак Святой Троицы, а позже обозначал три царства.
  • Держава в современной версии олицетворяет целостность, единство государства и его могущество. Скипетр стал олицетворением государственного суверенитета страны, ее политической независимости. Изначально эти предметы являлись просто атрибутами царской (императорской) власти.
  • Фигура всадника, поражающего дракона, сохранила свое историческое значение. Это изображение символически показывает победу добра над злом, и всадник — Георгий Победоносец – выступает здесь как защитник Отечества. Щит также традиционно олицетворяет защиту.
  • Черный дракон становится олицетворением тяжелых испытаний в судьбе страны, а также он является знаком скорби по невинно погибшим.

В целом символика герба РФ на сегодняшний день обозначает государственную власть и единство страны.

V. ОСНОВАНИЯ ВЫБОРА ГЕРБА

6. Старинные гербы (то есть гербы, официально утвержденные до 1917 г.) имеют безусловный приоритет.
__________
Поскольку законодательные акты Российской Империи об учреждении гербов городов официально не были отменены или признаны утратившими силу ни Временным правительством, ни советской властью, данные акты и утвержденные ими гербы с формально-юридических позиций остаются действующими до наших дней (что соответствует и государственной позиции Российской Федерации, признавшей себя официальным преемником всех государственных образований, существовавших на ее территории, в том числе – Российской Империи). В этой связи при принятии старинного герба целесообразно говорить не о его «учреждении» или «возрождении», а о восстановлении герба в употреблении (в использовании).

Муниципальные образования городского типа (городские округа, городские поселения), организованные из городов, которые имели старинные гербы, должны использовать в настоящее время те гербы, которые были установлены для данных городов до 1917 г. (здесь, однако, существуют ряд важных обстоятельств, определяющих форму герба, уместную к использованию в настоящее время – подробнее см. об этом главу IX настоящего раздела).

7. Муниципальные образования, названия которых образованы от названий городов, имевших старинные гербы, или являющиеся фактическими преемниками имевших гербы исторических уездов и округов в праве создавать для себя гербы, построенные на основе соответствующих старинных гербов (подробнее см. об этом параграф 60 настоящего раздела).
__________
Так, например, Белгородский район Белгородской области имеет название, образованное от названия города Белгород, использует Белгород в качестве административного центра, но при этом город Белгород не входит в состав района, являясь самостоятельным муниципальным образованием. Город Белгород имеет старинный герб – в лазоревом поле золотой лев и над ним серебряный орел. Белгородский район принял для себя герб на основе старинного герба города Белгород – такие же лев и орел, но помещенные в разбитом начетверо черном и зеленом поле. Аналогичным путем пошел Рязанский район Рязанской области. Город, давший району имя и являющийся его административным центром (Рязань), является самостоятельным муниципалитетом и имеет старинный герб – в золотом поле князь с обнаженным мечом в руке. Рязанский район создал герб на основе старинного: в золотом поле князь с обнаженным мечом в одной руке и снопом в другой, под ногами князя – лазоревый волнистый пояс.

8. Муниципальные образования, включающие в свой состав не имеющие самостоятельного муниципального статуса населенные пункты или территории, имевшие старинные гербы, вправе использовать старинные гербы данных населенных пунктов или территорий.

9. Муниципальные образования, имевшие гербовидные знаки, утвержденные в 1960-80-х гг. в качестве гербов, вправе создать современный знак на основе упомянутого гербовидного знака (за исключением случаев, когда помимо советского гербовидного знака имелся старинный герб – в этой ситуации в качестве современного герба должен использоваться старинный герб). При этом надлежит помнить, что почти все без исключения гербовидные знаки 1960-80-х гг. требуют основательной доработки и усовершенствования, так как при их составлении не учитывались правила составления гербов.

10. Муниципальные образования, не имеющие возможности обратиться к старинным гербам, должны создавать новые гербы.

Источники

  • Гербы городовъ, губернiй, областей и посадовъ Россiйской Имперiи, внесенные въ полное собранiе законовъ съ 1649 по 1900 годъ/ составилъ. П. П. фонъ-Винклеръ;
  • Гербы и символы Белгородской области;
  • Государственные символы России (kremlin.ru);
  • «Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской геральдической символизации» Изложил Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год.
  • Манифест императора Павла I о полном гербе Всероссийской империи. Утвержден 16 декабря 1800 г.;
  • Сайт Геральдического совета при Президенте Российской Федерации;
  • Указ Президента РФ от 30.11.1993 N 2050 (ред. от 25.09.1999);
  • Указе «О титуле царском и государской печати» от 14 декабря 1667 года.
  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона».
  • Часть фотографий предоставлена Оранским А.В. и запрещена к копированию.

Имперский флаг: от Петра I до Александра II

Дальнейшее развитие императорского штандарта продолжилось и после смерти Петра I. В постановлении Сената от 1731 года военнослужащие пехотных и драгунских полков должны были иметь шарфы из черного и желтого шелка, а также шляпы, украшенные цветами императорского штандарта. Кокарды же предписывалось носить белые в «цвет полевого российского знака».

Череда наполеоновских войн вызвала в российском обществе небывалый патриотический подъем. В то время было модным украшать жилища бело-желто-черными флагами, носить на одежде ленты и кокарды, выполненные в подобной цветовой гамме. В 1819 году в российской армии появился специальный значок с тремя полосами черного, желтого и белого цвета. В его центре ставился номер батальона в полку.

Как составить и сделать семейный герб для школьника

Для детей старшего возраста доступно создание герба семьи по всем правилам геральдики.

Простой герб имеет такие обязательные части:

  1. щит (обычно традиционной и реже произвольной формы)
  2. шлем
  3. нашлемник
  4. девиз

Форма герба

Основные формы щита представлены на рисунке ниже. Самая популярная форма – французский щит: наряду с элегантными линиями он предоставляет максимальную площадь для заполнения символами.

Над щитом находится шлем и нашлемник. Шлем золотого цвета говорит о дворянском происхождении рода, а серебряный цвет могу выбирать представители любых семей.

Для нашлемника используются: головные уборы, рога, перья, крылья, флаги, или даже вензель с изображением первой буквы фамилии. Шлем и нашлемник нужно выдерживать в одной цветовой гамме.

По бокам щита могут располагаться фигуры щитодержатели. Чаще это животные, ветви растений, иногда фигуры людей . Щитодержатели могут быть украшены лентами.

Орёл с двумя головами

Изображение хищной птицы с развёрнутыми в противоположные стороны головами так же впервые обнаружено на реверсе монеты. Появившаяся позднее печать с аналогичным рисунком принадлежала периоду властвования Ивана III, что относится к XV столетию.

Малый герб Российской империи

Существует несколько теорий, объясняющих появление приоритетной составляющей части государственной символики России. Все гипотезы объединены единым датированием (конец XV века). Два предположения основываются на факте заимствования. По одной версии, первоисточником мог служить символ Священной Римской империи, по второй — геральдический знак стран Балканского полуострова. Третий вариант объяснения (самый популярный) базируется на факте хронологического совпадения. Софья Палеолог, ставшая второй женой Ивана Великого, была племянницей последнего византийского императора. Заключение династического брака примерно совпало с началом периода, когда на Руси стали появляться монеты с изображением орла, совпадающим с фамильным гербом новоявленной Великой княгини Московской.

Печать Временного правительства 1917 г.

Герб семьи своими руками. Как составить и нарисовать

Семейный герб – это эмблема рода, передаваемая по наследству. Зачастую дети впервые встречаются с этим понятием, когда получают задание нарисовать герб семьи для школы. Признаем честно, что мало какая семья в наше время имеет собственный герб, все-таки исторически это больше характерно для знатных или старинных дворянских родов.

Тем не менее, любая семья имеет право сделать свой герб. Конечно, первоначальную функцию идентификации он не будет выполнять (вряд ли есть смысл наносить изображение вашего фамильного герба на одежду или автомобиль), но зато будет способствовать сплочению членов семьи, подчеркивать преемственность поколений рода. Кроме того, в дошкольной и школьной программе есть уроки и занятия, посвященные изучению дерева рода и семейного герба, и, если у вас еще нет эмблемы семьи, то вам придется придумывать и составлять герб вашей семьи вместе с ребенком.

IV. СИМВОЛИКА ГЕРБА

5. Назначение герба, заключающееся в обозначении своего владельца, делает второстепенным вопрос о символическом содержании герба, толковании значения использованных в нем цветов, фигур и их сочетаний. Российской и мировой практике известно огромное количество гербов, смысловое значение которых давно забыто, а также гербов, чье смысловое значение известно, но оно не отвечает современным характерным особенностям владельца. Однако эти гербы продолжают активно использоваться, в полной мере отвечают своему назначению и успешно исполняют свои функции.
__________
Например: неизвестно, что означают сокол в гербе г. Суздаль Владимирской области, стропила в гербе г. Арзамас Нижегородской области, палицы в гербе г. Алексин Тульской области и т.д.
Например: в герб г. Сызрань Самарской области, составленный в XVIII веке, внесен бык в знак высоких достоинств породы местных быков и обилия этого скота, но активное разведение быков прекратилось, а порода была утрачена уже в середине XIX в.; в гербе г. Луга Ленинградской области (составлен в XVIII в.) изображен лосось в знак обилия этой рыбы в протекающей через город реке Луга, но лосось не водится в данной реке с начала 1870-х гг.; в гербе г. Слободской Кировской области (составлен в XVIII в.) изображены рыболовные верши (корзины-ловушки) в знак преобладавшего в XVIII в. в городе и его окрестностях способа рыбной ловли, а практическое употребление вершей прекратилось в начале ХХ в. и т.д.

Геральдика не знает единой системы толкования гербов, за геральдическими цветами и фигурами не закреплены определенные смысловые значения. Одна и та же фигура, использованная в разных гербах, может иметь совершенно разные смысловые толкования.
__________
Например: изображение лука использовалось в гербах городов Козьмодемьянск и Курмыш в знак того, что жители окрестностей этих городов во время составления гербов еще активно использовали луки и применяли их с большим искусством; в гербе города Александровск тот же лук обозначал Крымское ханство и его завоевание Россией, а в герб города Великие Луки изображение луков внесено в результате курьеза: составители герба сочли, что слово «Луки» в названии города обозначает оружие и в соответствии с названием поместили в герб лук-оружие, в то время как название «Великие Луки» образовано от больших излучин, которые в окрестностях города делает река Великая, и, таким образом, можно считать, что в гербе Великих Лук изображение луков символизирует речные излучины.

Единственно правильным толкованием символики герба является то, которое дают составители герба и (или) которое фиксируется правовыми актами, учреждающими герб. Однако с течением времени и это толкование может забыться, герб же – останется.

Необходимо также помнить, что не богатое и пышное наполнение, не глубокий символический смысл определяют узнаваемость герба и почтительное отношение к нему. Узнаваемость герба обеспечивается четкостью, ясностью и грамотностью составления его композиции. А уважение к гербу определяется репутацией владельца герба. История знает множество гербов, возникновение которых было случайным или курьезным, символика – надуманной, навязанной или даже унизительной; но со временем такие гербы нередко приживались и становились объектом любви, гордости и признания, поскольку на них переносилась репутация, доброе имя соответствующих городов и территорий (если же нет доброго имени, не поможет самый затейливый герб).

Что символизируют цвета на гербе Российской Федерации

Цвета всегда играли важную роль в символике стран. Они используются не только на флаге, название которого триколор, но и на гербе.

Рассмотрим основные значения российского официального герба:

  • золотой (орел) – богатство, благополучие и справедливость,
  • серебряный (Георгий Победоносец) – поиск истины, чистота,
  • красный (фон) – кровь людей, которые проливали ее при защите государства,
  • черный (дракон) – скорбь и постоянство.

На фото часто синим цветом выделяют плащ Победоносца. Сделано это во многом для того, чтобы выделить символ.

Красный цвет означает и агрессию – готовность Российской Федерации защищать свои интересы.

Описание имперского флага: что означают его цвета

Имперский флаг России образца 1858 года состоит из трех горизонтальных полос, черного, желтого (или золотого) и белого (или серебряного) цвета. Облик знамени и его трактовка были даны в официальном указе российского самодержца Александра II. Черная полоса располагалась сверху, а белая – в нижней части полотнища

Это уточнение важно, так как ранее существовали имперские флаги с противоположным расположением цветов

Согласно тому же указу полосы на флаге имели следующие значения:

  • черная полоса на флаге соответствовала цвету государственного двуглавого орла Российской империи;
  • желтая (золотая) – символизировала поля на государственном гербе;
  • белая линия имела цвет кокарды Екатерины II и Петра Великого, а также соответствовала цвету Георгия Победоносца – излюбленного геральдического символа России.

Любопытно, что указ от 1858 года не формализировал юридический статус имперского флага, поэтому в разных источниках его называют «флаг гербовых цветов», «государственный флаг», «романовский». Указ был увидел свет 11 июня (24 июня по новому стилю), поэтому именно эту дату сторонники националистических идей и современные монархисты выбрали для празднования Дня имперского флага.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (178)
  • Евровидение 2011 (35)
  • Фактор-А (11)
  • Фабрика звезд. Возвращение (11)
  • Пародии (3)
  • Интересные факты (72)
  • Трейлеры фильмов (56)
  • Комедия (24)
  • Триллер (22)
  • Драма (18)
  • Боевик (15)
  • Приключения (14)
  • Фантастика (12)
  • Мелодрама (11)
  • Фэнтези (8)
  • Криминал (7)
  • Мультфильм (7)
  • Ужасы (6)
  • Семейный (6)
  • Детектив (4)
  • История (2)
  • Спорт (2)
  • Биография (2)
  • Мюзикл (1)
  • Вестерн (1)
  • Новости (21)
  • Шоу-бизнес (9)
  • Россия (4)
  • Спорт (4)
  • Мир (3)
  • Статистика (2)
  • Образование (1)
  • Наука и технологии (1)
  • Происшествия (1)
  • Компьютерные игры (19)
  • Литература (17)
  • Здоровье (14)
  • Кино (12)
  • Фэнтези (7)
  • Приключения (7)
  • Детектив (7)
  • Семейный (6)
  • Комедия (4)
  • Ужасы (1)
  • Мультфильм (1)
  • Мелодрама (1)
  • Драма (1)
  • Знаменитости (10)
  • Юмор (6)
  • Таланты (4)
  • Праздники (4)
  • Притчи (1)
  • Реклама (1)
  • Сериалы (0)

Геральдические цвета — тинктуры

Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали
или тинктуры).
В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей.

Эмали

Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, черный и
белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и
пурпурный.
В итоге остались следующие основные цвета эмалей: красный (Червлёнь), синий (Лазурь), черный (Чернь), зеленый (Зелень)
и фиолетовый
(Пурпур)

Лазурь (все оттенки синего и голубого цветов).
Синий — целомудрие, честность, верность и
безупречность.
RGB-цвета:
R=0, G=0, B=255

Червлёнь (все оттенки красного).
Красный цвет — любовь, мужество, смелость, великодушие.

RGB-цвета:
R=255, G=0, B=0

Зелень (все оттенки зелёного цвета).
Зеленый — надежда, изобилие, свобода и радость.

RGB-цвета:
R=0, G=255, B=0

 
 
 
 
 
 

Пурпур(фиолетовый, холодно-малиновый, сиреневый и цвет запёкшейся крови)

Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

RGB-цвета:
R=255, G=0, B=255

Чернь (чёрный или тёмно-серый цвет).
Черный — осторожность, мудрость и постоянство в испытаниях.

RGB-цвета:
R=0, G=0, B=0

Металлы

Металлические тинктуры
Золото и серебро. Их изображают белым и жёлтым цветами.

Золото RGB-цвета:

R=255, G=255, B=0

Серебро RGB-цвета:

R=255, G=255, B=255

Меха

Традиция использовать в геральдике меха
происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных, при этом в геральдике традиционно нашли применение только два — горностаевый и беличий.

Горностаевый мех условно изображается в виде чёрных крестиков (крапинок),
уширенных к низу, на серебряном поле, или более натуралистично: чёрными
хвостиками на серебряном поле с текстурой меха.
Мех, в соответствии со средневековыми нормами, мог использоваться только
королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и
превосходства (в наши дни горностаевая шуба у привилегированных членов
общества выполняет ту же функцию), однако сейчас это правило немного
демократизировалось.

Беличий мех. Чаще всего использовался натуральный мех голубой (серой) белки. Обычай пришёл в средневековье и в геральдику от древних германцев, чьи боевые щиты покрывались мехами.

Особенность расцветки изделий из белки заключалась в чередовании серо-голубого и белого меха, так как шкурки сшивались, образуя чередование окраса спины и брюшка названого пушного зверька. Также весьма часто дорогой мех заменялся вырезками из дешёвой материи (сукно), в виде шашек, ромбов, фестонов и т. д.

«Правило тинктур»

Не помещать финифть (эмаль) на финифть (эмаль), а металл на металл

Это установление возникло в средневековье, когда от быстрой идентификации рыцарей зависела жизнь. Да и при изготовлении современных гербов с испольованием эмалей необходима металлическая перегородка толщиной до 0,3 мм между эмалями разного цвета.

В описании герба цвет называется строго определённо, независимо от его
оттенка на рисунке. В геральдических правилах ничего не сказано об
оттенках цветов, так как эту область невозможно регламентировать (разные
художники, изображающие герб по стандартному описанию, один и тот же цвет
могут отобразить по-разному). Поэтому художник волен выбирать оттенки
геральдических тинктур на свой вкус. Можно с уверенностью сказать,
что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его
символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами
составления композиции.

Шаблоны векторных изображений элементов фамильного герба

Щит * Деление щита * Шлем * Корона * Нашлемник с бурелетом * Намет * Девизные ленты * Негеральдические фигуры * Расположение негеральдических фигур * Щитодержатели * Почётные геральдические фигуры * Простые геральдические фигуры

Герб РФ что это такое и как он выглядит

Символ представляет собой красный щит, у которого закругленные углы снизу и заострение по центру. Оно похоже на стрелку, указывающую направление.

На фоне изображен золотой орел с двумя головами. Они увенчаны небольшими коронами. Данные короны соединены лентами и объединены большим по размеру символом власти.

В лапах птица держит скипетр и державу – древние знаки государственной силы.

На груди изображен еще один небольшой щит. Его содержание следующее:

  • на красном фоне нарисован белый всадник и конь,
  • у всадника развивается синий плащ,
  • в руках наездник держит серебряное копье,
  • острие направлено на черного дракона, которого топчет конь.

Герб иногда изображают и без красного щитка в качестве фона. Допустимы публикации в черно-белых тонах. Окончательный цветной образ был принят федеральным конституционным законом в 2000 году.

Александр II: геральдическая реформа и официальное признание

Переломным в истории императорского флага стало царствование Александра II. Именно в этот период была проведена масштабная геральдическая реформа, и имперский флаг получил официальный (более или менее) статус.

Александр II решил навести порядок в этом чрезвычайно важном для государства вопросе и назначил начальником гербового департамента барона Бергарда Кёне. Именно ему император поручил провести преобразования и привести отечественную геральдическую систему в соответствии с существующими тогда мировыми стандартами

В ходе реформы был изменен малый государственный герб, страна официально получила средний и большой герб. Изменения коснулись и многих территориальных гербов империи. А 11 июня 1858 года появился тот самый знаменитый указ, в котором черно-желто-белый флаг практически был утвержден государственным.

Почему «практически», а не «окончательно»? Дело в том, что наряду с имперским флагом продолжал использоваться и триколор. В 1864 году появился еще один указ, в котором черно-желто-белая гамма называлась «цветами национальной русской кокарды». По мнению современников и позднейших исследователей, царь таким образом де-факто признал имперский флаг государственным. На официальные праздники его вывешивали на казенных зданиях и учреждениях, а бело-сине-красный флаг в основном использовался частными лицами.

Еще одним важным моментом реформы 1858 года стало изменение порядка чередования полос имперского знамени. Ранее белая полоса была верхней, а черная располагалась внизу полотнища. И подобное расположение имело свою логику:

  • Верхняя белая полоса символизировала православную церковь, ее чистоту и святость;
  • Центральный желтый цвет ассоциировался с императорским домом, подчеркивал славу и величие государя;
  • Нижний черный цвет символизировал российский народ, на плечах которого и покоится государственная конструкция. Таким образом флаг служил наглядной иллюстрацией главного девиза романовской России: «Православие, Самодержавие и Народность».

Существовали и другие толкования имперского флага с белой полосой сверху.

Так или иначе, но имперский флаг доминировал в России почти четверть столетия, вплоть до трагической гибели Александра Освободителя. Но уже его сын и приемник, Александр III имел несколько иное мнение относительно главного государственного символа…

Роль и смысл родового герба

Получение санкционированного властью герба было делом весьма хлопотным и расточительным, посему многие небогатые дворяне обходились и вовсе без гербов, ведь и поводов для использования герба было не так уж много.

Герб традиционно мог украшать ворота, фронтон особняка, дверцы кареты, его размещали на надгробиях, также герб можно было встретить на писчей бумаге, серебре, книгах и т. п. Как видим, возможность практически использовать герб была лишь у богатых дворянских родов.

Герб Шереметьевых размещен на воротахИзображение герба Демидовых на усадьбеДворянская усадьба Салтыковых также украшена изображением родового герба

Гербы и записи в родословных книгах, семейные предания, портреты предков и предродовые традиции давали дворянину уверенность и ощущение принадлежности к непреходящим жизненным ценностям,принадлежности человека к чему-то такому, что не закончится с уходом человека из этого мира, это давало чувство связи времен и поколений.

Обратной стороной этих ощущений было повышение уважения к личности, значимость таких понятий, как честь и достоинство, невозможность подвергнуться унижению или личному оскорблению.

Русская культура XVIII — XIX вв. немыслима без влияния дворянства. В эти годы именно дворянское сословие сыграло основную роль в развитии культуры России. Дворяне были главными заказчиками и коллекционерами произведений искусства.

Именно по инициативе дворян строились особняки и дворцы, архитектурные ансамбли, создавались многие картины и скульптуры. В эту эпоху дворяне часто содержали театры, оркестры, библиотеки.

К концу XIX в. дворянство — это достаточно широкий спектр социальных позиций и мнений относительно дальнейшего развития страны. Среди дворян были и консерваторы правого толка — Уваров, Катков и Победоносцев.

Наряду с этим, из дворян вышли виднейшие реформаторы России — Сперанский, Лорис-Меликов, Столыпин. Дворянство и в этой области сохраняло свободу взглядов и личностного определения.

В настоящее время для нас важны многие ценностные ориентиры представителей дворянского сословия, особенно такие, как защита собственного достоинства и чести, ответственность за судьбу Отечества, забота не только о будущем своего рода, но и о будущем страны, в которой мы живем.

Статья подготовлена Голубевой Л. А. с использованием материалов книги

“Дворянские и купеческие роды России” автор Жукова А. В.

Попытки примирения: 1881 – 1917 гг.

Непосредственно перед коронацией Александра III было издано постановление, согласно которому для украшения зданий следовало использовать исключительно бело-сине-красные флаги. Несколько позже, в 1883 году, император в своем указе придал ему статус государственного. Однако при этом черно-желтый-флаг не был отменен и продолжал использоваться, возможно, несколько менее часто, чем это было в предыдущие десятилетия. Как правило, его вывешивали на мероприятиях, связанных с царствующим домом.

Опять же, российские граждане монархических взглядов больше тяготели к имперскому флагу, а сторонники «либеральных» идей – петровскому триколору.

Следует отметить, что и последний российский император пытался решить вопрос с существованием сразу двух главным символов государства. Еще перед коронацией обсуждался вопрос, какой же из флагов следует вывешивать по стране. По этому поводу была созвана специальная комиссия. Выбрали триколор…

Надо сказать, что аргументы в пользу бело-сине-красного флага выдвигались довольно странные. Мол, такие же цвета российские крестьяне используют для своей праздничной одежды, а, значит, они нравятся народу. Понятно, что с точки зрения геральдики подобная аргументация выглядит, мягко говоря, не убедительно. Однако будущий самодержец с нею согласился.

В 1910 году сразу несколько монархических организаций обратились к царю с вопросом об утверждении имперского флага в качестве официального. При этом предлагалось вернуться к первоначальному расположению цветов на флаге, то есть к тому, что было до реформы 1858 года. Для детального изучения этого вопроса была создана еще одна комиссия, которая работала на протяжении нескольких лет. Руководил ею министр юстиции. В итоге Николаю II было рекомендовано признать имперский флаг в качестве государственного.

Однако это решение так и не было реализовано. Власти не захотели лишний раз раскалывать общество, ибо в то время этот вопрос уже был сильно политизирован. Вместо этого был предложен компромисс: новый государственный флаг. Он представлял собой триколор, в верхнем углу которого находился желтый квадрат с привычным черным двуглавым орлом. Однако потом началась мировая война, которая обрушила империю. И вопрос флага на десятилетия потерял свою актуальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector